Как сохранить
Марк Кукушкин
тренер, коуч, старший партнёр «Тренинг-Бутика»
бизнес через
корпоративную
культуру
Раньше у вас был успешный бизнес и сплоченная команда, нацеленная на результат. Однако пандемия и кризис ставят немало компаний в режим выживания, вынуждая проводить сокращение зарплат и штата. Как сохранить бизнес, опираясь на корпоративную культуру, рассказал корпоративный антрополог, автор новой книги «Время сильной компании» Марк Кукушкин.

Мы являемся свидетелями рождения нового мира: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…» Как раньше уже не будет, это понимают все. Некоторым владельцам бизнесов кажется, что все пропало и люди готовы разбежаться. Однако сложившиеся в компании отношения и традиции зачастую влиятельнее, чем кажется на первый взгляд. В столь трудное время можно проверить веру в компанию и ее людей, а также свое умение конвертировать корпкультуру в бизнес-возможности.
У миллениалов есть понимание, что нельзя научиться впрок один раз и на всю жизнь, многие из них осваивают смежные профессии и сферы деятельности, двигаются в карьере, не боясь изменить направление.

Талантливым миллениалам свойственнен постоянный поиск чего-то лучшего. Как обычно выглядит их карьерный путь: они выходят на работу в компанию – обучаются – и уходят в более перспективное, на их взгляд, место. У такого феномена даже появилось определение: job-hopping. Чтобы удовлетворить их ожидания и потребности, компании вынуждены увеличивать бюджеты на обучение цифрового поколения, удивлять и заинтересовывать.
Что делать руководителю?
Опора на историю. В трудные времена необходимо задействовать корпоративную культуру как актив. И опереться можно в первую очередь на то, что было сформировано до кризиса. Важно напомнить сотрудникам, что компания уже переживала и не такие кризисы. Лучше вспомнить конкретные истории, когда бизнес был почти на грани, но все же выжил.

У каждой организации были свои «печенеги» и «половцы», о которых лучше всего расскажут ветераны компании. Такие исторические «байки» укрепят уверенность сотрудников в том, что и в этот раз компания справится с неурядицами.

Первое лицо на экранах компании. Культура компании — проекция первых лиц. И в кризисной ситуации тоже. Важно не выпасть из взаимодействия. Владелец бизнеса должен быть рядом в ежедневной коммуникации с сотрудниками, партнерами, клиентами. Он постоянно включен в действие и сообщает о результатах. И если раньше он был дистанцирован от регулярной деятельности компании, то сейчас самое время в нее включиться.

Держим связь. Каждый день владельцу бизнеса стоит проводить онлайн-совещания, а раз в неделю (как минимум) — информировать команду о новостях компании.

Кризис — это время, когда разговоров становится больше. Инвестировать себя в это общение — задача владельца бизнеса. Постарайтесь найти слово поддержки для каждого ключевого сотрудника.

Гипотезы и прототипы нового мира. «Резать косты» и проводить оперативные штабы в кризис — мало. Нужно формировать идеи для будущего. Руководителю и команде важно постоянно искать новые идеи. В кризис рождается культура новой компании — культура «быстрого эксперимента». Нормой для компании становится тестировать более широкий круг гипотез и вести диалоги с клиентами, исследуя их опыт в новой ситуации.

Владельцу бизнеса стоит самому проявить активность и генерировать идеи, привлекая к этому процессу ключевых сотрудников компании. Чем шире круг сотрудников, которые занимаются адаптацией бизнеса к новому миру, тем вероятнее выживет компания.

Рискуя собственной шкурой. Бывают моменты, когда не остается ничего, кроме как сообщить о неоплачиваемых отпусках.

Сотрудники могут принять снижение оплаты и другие временные трудности, но только в том случае, если вы будете с ними в одной лодке.

Важно показать, что вы готовы делить тяготы. Например, владелец одной крупной сетевой пиццерии сообщил, что отныне его зарплата будет составлять один МРОТ. Вы должны показать, что тоже что-то теряете.

Дальше — интереснее. В ближайшие месяцы турбулентность будет только повышаться. И в такое время важно развивать жизнестойкость команды, с которой вы работаете. Выживут те бизнесы, где есть корпоративные ценности и выстроены надежные отношения с командой, на которую можно опираться в трудные времена. Те, кому удастся конвертировать накопленный капитал отношений в новые возможности.

И да, как раньше уже не будет. Но можно сохранить бизнес через отношения и сделать новый шаг в развитии компании. Правильное поведение владельца бизнеса и команды станет основой новой культуры, которая в будущем поможет пережить еще не один кризис.
Экспертиза в стратегии и работе с изменениями
Решения и эксперты Тренинг-Бутика по созданию антихрупкой стратегии
Error get alias