Лего, кораблики, кубики: зачем бизнес играет в игры
Исследование бизнес-школы CU Denver показало, что обучающиеся на основе игр сотрудники на 9% лучше запоминают материал и демонстрируют фактические навыки на 14% выше по сравнению с людьми, проходящими традиционные тренинги. Вместе с игропрактиком Романом Симуткиным разбирались в феномене бизнес-игр, их преимуществах и возможностью применения именно в вашем бизнесе.
Роман Симуткин
Игропрактик, тренер-консультант, коуч

Кто и когда придумал метод деловых игр

Первую имитационную игру разработали в СССР. В конце 1931 года страна вступила в активную фазу индустриализации и то и дело сталкивалась с проблемами: от освоения новой продукции до принятия сложных управленческих решений. В Ленинградском инженерно-экономическом институте предложили решать производственные проблемы в ходе игры «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы». Руководители предприятий и студенты вузов играли в игру по выходным, свободно высказывали новые гипотезы и варианты решения проблем. Это шло вразрез с режимом повсеместной регламентации, поэтому вскоре игру признали идейно неверной и запретили. Через десятилетия бизнес-игры «заново изобрели» в США.

А что сейчас
В современной деловой игре можно прокачать любые бизнес-компетенции: кросс-функциональное взаимодействие и коммуникацию, стратегическое мышление и стратегическую эффективность, базовые управленческие навыки, навыки управления изменениями, стили лидерства, навыки продаж, переговоров и конструктивного поведения в конфликтной ситуации, уровень презентационных навыков, – или провести аудит их состояния.

Почему это работает
Игра работает не просто потому что она объективно «веселее», чем более формальный тренинг.
Хорошо спроектированная игра моделирует сложные бизнес-ситуации с одновременным взаимовлиянием нескольких факторов – это условия, близкие к тем, с которыми участник сталкивается в своей повседневной управленческой и рабочей деятельности и происходит это с высокой плотностью событий на единицу времени.

В игре за считанные часы создаётся опыт, который в реальности накапливается годами. После чего есть возможность свой опыт препарировать и унести с собой в виде осознанных уроков, проверенных приёмов и установок. Вот так, среда – искусственная (игровая), а опыт – настоящий!
Роман Симуткин
Игропрактик, тренер-консультант, коуч
Мы уже говорили о том, что одна из особенностей обучения взрослых – практикоориентированность. Взрослым важно находиться в контексте решаемой задачи, а не мифического применения знания «когда-нибудь в будущем». Именно это и происходит в ходе игры.

Преимущества деловых игр


1. Ошибаемся без риска для компании

Несомненный плюс деловой игры в том, что она буквально легализует право на ошибку. Участники получают ценный опыт и при этом не рискуют деньгами компании, отношениями с сотрудниками, не теряют клиентов и не получают штрафов.


2. Мгновенная обратная связь

Участникам важно получать своевременную обратную связь.В игре это происходит моментально. Даже если не всё получилось идеально, а в игре это практически невозможно, у участников появляется чувство достижения, потому что были сложности и результат дался нелегко, чувство удовлетворения и мотивация, необходимые для дальнейшей работы. И достаточно информации к размышлению, что стоит улучшить и развить.


3. Ценная информация для руководителя

Игровое обучение может обеспечить важные данные для руководителя. Наблюдая за тем, как сотрудники раскрываются в игре, можно увидеть то, что скрыто в обычной жизни. Именно на основе таких наблюдений формируются толковые планы развития, как подразделения, так и индивидуальные. Участники много нового и, порой, неожиданного узнают о себе, коллегах, команде и сложившихся рабочих процессах и взаимоотношениях.
Роман Симуткин
Игропрактик, тренер-консультант, коуч
Значит обычные тренинги не нужны?
Деловые игры максимально соответствуют принципу: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Получается, что игра – идеальный формат передачи знаний?

Да, один из самых эффективных! При этом точно не единственный, поэтому нужно осознанно выбирать.
Роман Симуткин
Игропрактик, тренер-консультант, коуч
Про что стоит помнить и обязательно учитывать

1. Подбирать игру под участников и задачу
В какие-то бизнес-игры можно играть, не имея управленческого опыта: получить опыт в игре, увидеть дефициты, организоваться и пройти обучение, а затем ещё раз сыграть в игру в качестве экзамена.

Есть игры, которые требуют от участников наличия собственного опыта и определенной квалификации. В противном случае не удастся достигнуть позитивного результата и участники будут демотивированы.

2. Игра – формат ресурсозатратный и имеющий ограничения
Во-первых, серьезную бизнес-симуляцию не проведёшь в маленькой комнате, обычно требуется средний или большого размера зал. Во-вторых, игра требует серьезной технической подготовки: ранний завоз реквизита, сборка, комплектация, раскладка и…времени на сортировку и упаковку игрового реквизита после завершения. В третьих, игру далеко не всегда можно быстро адаптировать под изменившееся количество участников или время проведения.
Ориентировались на 45, а в итоге приехало 30 или 60 человек, – и это уже значительная перестройка сценария и игровой механики, которую непросто или невозможно сделать на ходу. Планировали по сценарию 4,5 часа, но ждали высокого руководителя и начали на 30 минут позже, а два спикера затянули свои выступления на 15 и 40 минут, теперь нужно уложиться с игрой в 3 часа. К сожалению, так не получится.
Роман Симуткин
Игропрактик, тренер-консультант, коуч
Если готовых решений не обнаружилось и хочется разработать игру под специфику компании, отрасли или рыночной ситуации, то может потребоваться 4-6 месяцев. .

3. Звучит несерьёзно
Не все сотрудники серьёзно могут отнестись к мероприятию, в названии которого фигурирует слово «игра».
Бывает! Тем не менее даже на такой риск есть вариант действий. Образовательное событие можно назвать бизнес-симуляцией. Звучит гораздо серьезнее.
Роман Симуткин
Игропрактик, тренер-консультант, коуч
А если добавить профессиональной специфики, то речь о разных типах деловых игр. В основе бизнес-игры – метафора, от космического корабля до племен, живущих на берегах большого озера и – механика работы с метафорой. Между игровым опытом и корпоративной жизнью ищутся параллели и аналогии, помогающие лучше понять, почувствовать, увидеть под другим углом зрения рабочие ситуации.

Бизнес-симуляция — модельное событие, упрощённая модель рабочей реальности, рабочего процесса или его части, в которой проявляются типовые сложности, противоречия и поведенческие стереотипы. Благодаря тому, что рабочая реальность «упрощена», легче обнаружить и/или сконструировать решение, опробовать его и «взять» в качестве опыта в рабочие взаимодействия.

Бутиковская команда имеет в своём арсенале и бизнес-игры, и бизнес-симуляции высокого класса. Будет необходимость — мы спроектируем игру под ваш запрос.

Протестировать настольные игры от Тренинг-Бутика в ближайшее время

18 апреля на конференции GAME & LEARN в Москве. Для наших читателей действует промокод TB10 на скидку 10%. Узнать о конференции больше и купить билеты: https://game-learn.ru/?utm_source=training+boutique

Экспертиза в обучении, развитии и ментростве
Познакомьтесь с экспертами Тренинг-Бутика по обучению и развитию сотрудников
Будем на связи
Подпишитесь на периодический дайджест наших статей
Статьи об управлении собой