Статьи

Обучение актуальное времени

В 2015 году Максим Шмакотин вышел в финал премии Trainings в номинации «Тренер года». Ниже представлено эссе Максима для второго тура премии — «Актуальные для бизнеса темы обучения». А также запись выступления Максима в финале премии 28 сентября.
Задача, предложенная для эссе, — сформулировать и обосновать 2–4 темы обучения, актуальные в текущей ситуации для бизнеса, — требует зафиксировать определенные начальные вводные, на основании которых будет предложен последующий ответ.

ВВОДНЫЕ

Текущие запросы бизнеса к обучению не должны быть связаны с кризисом. Текущий кризис — во многом следствие управленческой неэффективности. Поэтому общая задача и объединяющая тема для всего обучения — поднять эффективность управления бизнесом.
Бизнес сегодня ищет новые точки (возможности) для развития. Это требует одновременного видения максимально широкой картины — на рынке, в стране, в мире (большинство внешних факторов — следствие общемировых трендов) — и владения конкретными инструментами быстрой реакции с минимальными затратами.
Бизнес требует системности. От обучения как направления в том числе.
Ровно поэтому предлагаю рассмотреть актуальные темы для обучения в единой системе и с общей точкой направленности конечных усилий — поднять эффективность управления бизнесом.

АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ БИЗНЕСА ТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

О чем приведенный рисунок и что в деталях стоит за темами и методами, которые актуальны для бизнеса сегодня?

ТРИ ФОКУСА ВНИМАНИЯ:

  1. видение ситуации и стратегический выбор-вызов
  2. персонал и управление коллективом
  3. самореализация и развитие личности
Эти же элементы всегда возникают, когда мы ведем разговор о том, что определяет специфику управления: особенности ситуации и среды [1], структуры и коллектив [2], персональные особенности сотрудников (в том числе и управленцев с их картинами мира) [3].

ВЫЗОВЫ/СИТУАЦИЯ

Наше восприятие ситуации и стоящих перед бизнесом задач (вызовов) определяется нашим мышлением. Здесь основная тема обучения — системное мышление, системное видение и решение проблем.
Простой, но яркий пример: в компаниях руководители (вплоть до высших) предпочитают действовать подобно МЧС и СМИ — тушить пожары и создавать лубочные образы первого лица за штурвалом пожарного самолета, — чем предлагать и внедрять системные решения по вырубке и очистке просек, регулярному перекапыванию почвы вокруг населенных пунктов до минеральных оснований и т. д. В том числе потому, что принятие таких решений покажет их управленческие ошибки, допущенные в прошлом.
Развитием темы системного мышления является тема масштаба управленческого мышления, освоение техник анализа и синтеза при работе с проблемами и решениями.
С точки зрения методов и форматов, обучение должно стать шире навыкового тренинга: требуется интеграция командного коучинга, тренинга и совместного проектирования готовых решений.

ПЕРСОНАЛ И УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ

Внешне наиболее «нагретая» тема сегодня — мотивация, точнее даже вопрос: как управлять хипстерами. Ключевой тренд в поиске ответов — как интегрировать работу и жизнь сотрудника. По факту, это интеграция внутрикорпоративного сообщества и тех сообществ внешних, к которым сотрудник причастен.
Обучение здесь приобретает формат множественных разномасштабных по людям, пространству и методам культурных событий для сотрудников и не только для них (здесь же совместное обучение-тусовка и сотрудников, и клиентов; здесь же игры, компьютерные симуляции на рабочем месте, дистанционные курсы для сотрудников в качестве приложения для гаджетов, корпоративные соцсети, открытые для внешних людей и пр.). Общая цель — обучение через формирование новой культурной среды, которую компания распространяет и внутри, и обязательно вовне.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Деление навыков на личные и профессиональные сегодня размывается все больше. Как некогда стало скучно учиться за партой, так становится все скучнее обучаться в аудиторном тренинге. Саморазвитие требует освоения новых пространств, где и формируются новые навыки и, главное, внутренние установки.
Это означает, что бизнес должен все интенсивнее применять форматы, ранее считавшиеся персональными, а не корпоративными: развивающие путешествия, дебаты, корпоративные Печи-Кучи, Тотальные диктанты, совместные Оратории и пр. Связывать задачи личного развития (корпоративная йога — практика уже почти повсеместная) и развития бизнеса (но много ли ваш мастер по йоге знает про ваш бизнес?).

НОВЫЕ ПРАКТИКИ, НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В конечном счете, все три темы-тренда: системное мышление, интеграция внутренних и внешних сообществ, саморазвитие через освоение новых пространств — неизбежно начнут формировать новые управленческие практики в самих компаниях, а именно через внедрение новых управленческих практик возможно повысить эффективность бизнеса.
В заключении, можно заметить, что актуальные темы и форматы обучения требуют новых компетенций и от бизнес-тренера, который из гуру знаний, мастера навыков и инженера компетенций, по большому счету, становится еще и корпоративным социальным технологом, представителем множества внешних сообществ и проводником в них — и для сотрудников, и для бизнеса в целом.
Управление знаниями Чемоданчик тренера