В управленческой среде достаточно часто можно услышать вопрос о том, «есть ли у тебя команда?», равно как пожелания «перейти от коллектива к команде» или «развивать команду». Порой может сложиться впечатление, что из команды делают «культ»: мол, только команды способны добиваться амбициозных результатов, побеждать на конкурентном рынке, действовать эффективно.
Давайте разберёмся – действительно ли команды нужны? Если нужно, то зачем? В каких именно ситуациях они эффективнее? Эффективнее, чем что: индивидуальные действия? Общая работа нескольких людей? Трудовой коллектив?
Может быть, команда – это просто громкое слово, никаких отличий нет. Да и эффективность сомнительна. Или все-таки нет?
Три типа деловых объединений
Есть три типа деловых объединений: группа, коллектив и команда.
Ключевое различение трех обозначенных выше типов деловых объединений (группа, коллектив и команда) лежит в плоскости отношений: отношении к целям деятельности, ответственности за результат и нормам взаимодействия.
Группа
Групповое взаимодействие демонстрируют, как правило, малознакомые люди, оказавшиеся в общем контексте. Каждый при этом руководствуется исключительно своими целями, не задумываясь подчас о какой-либо общей сущности: «В парке раздавали мороженое, воспользовался возможностью, набрал пять штук».
Ответственность может осознаваться за собственные действия, редко когда за совместные. Детский пример: «Да, мы растащили поленницу, но я всего пару бревнышек себе взял» (сколько мы при этом «растащили все вместе» сознанием не охватывается).
И на вопрос «кто был главным», частый ответ такой же простой: «кто первый начал» («начальник» является управленцем именно для группы). Как у Высоцкого: «виновен не жираф, а тот, кто крикнул из ветвей…».
При этом в группе может наблюдаться и разделение ролей, и сложные формы организации работы, и мониторинг эффективности (очередь порой «проявляет» чудеса самоорганизации, чтобы обеспечить быстрое продвижение). Но нормы деятельности при этом не формируются и связаны исключительно с предыдущим социальным опытом участников.
Коллектив
В коллективе ситуация уже меняется: общая цель, как правило, осознается и может быть легко воспроизведена. Но мышление остается на уровне персональных задач.
«Я знаю, что цель нашей работы – организовать мероприятие на тысячу человек, чтобы гости ушли довольными. Но я отвечаю за стулья. Поэтому где взять кофе и почему его нет – это вопросы к Маше. За кофе она отвечает».
При этом так как в коллективе уже есть опознаваемая общая цель, есть и ответственный за достижение этой цели (как минимум, формальный): руководитель, он же менеджер (английское слово «менеджер» происходит от латинского корня man, который обозначал руку, управлявшую лошадью; отсюда, в частности, пошли такие слова как мануальный (терапевт) или manual – руководство по эксплуатации чего-либо).
Наконец, один коллектив отличается от другого своими уникальными правилами и нормами, которые, однако, установлены «сверху» (сами члены коллектива не участвуют в обсуждении норм и едва ли могут влиять на их пересмотр). Например, установленные правила внутреннего распорядка.
Команда
Команда же характеризуется так называемым «мы-мышлением». Члены команды осознают собственную взаимосвязанность и взаимозависимость, понимают, что взаимодействие позволяет им достигать общей цели и поэтому «да, я не отвечаю за кофе и, да, я помогаю Маше, так как иначе мы не достигнем нашей цели». Ровно поэтому команда обсуждает и цель, и те нормы и правила взаимодействия, которые позволяют нам цель достигать и делать это эффективно. Управленец в команде – не «водит» руками других, он обеспечивает особую коммуникативную функцию – сложить договоренности по поводу целей, ответственности и способа ведения дел, которые помогут быть эффективными и на пути к цели, и во взаимодействии между собой и с другими.
Иными словами, цель команды – это наша общая цель. И моя цель, и каждого, кто рядом. Ответственность по ее достижению – это наша общая ответственность. И моя, и каждого рядом со мной. И если я сделаю то, что закреплено за моим формальным функционалом, однако цель не будет достигнута, то это мы не достигли цели (и я тоже цели не достиг, и я тоже отвечаю за то, что цель не достигнута). И именно потому что у нас общая цель, то когда мне нужна помощь в том, что пусть и закреплено именно в моем функционале, я свободно обращаюсь за поддержкой и, главное, уверен, что получу необходимую поддержку, потому что иначе каждый из нас не достигнет цели. И каждый разделяет ответственность за ее достижение.