В 2023 г. Группа RBI дала старт медиапроекту Real Business Info club, в фокусе дискуссий которого – не столько сиюминутные тренды рынка, сколько глобальные вызовы времени, которые актуальны для разных отраслей экономики, а также связанные с ними практические кейсы. Представители разных сфер бизнеса, светских и деловых медиа, общаются в камерной атмосфере, в равном диалоге, без пафоса. Кстати, тема корпоративной антропологии – по-своему и глобальная (как особый и новый научный подход), и отвечающая сегодняшним вызовам времени, «здесь и сейчас».
Мировые потрясения, «сбивка векторов» и привычных систем координат подтолкнули многие бизнесы (включая и крупные корпорации) к необходимости «обнаружить» или переопределить свою идентичность, считает Светлана Баронене, руководитель Школы корпоративного антрополога и партнер компании «Центр развития корпоративной культуры» («Тренинг-Бутик»). Такую возможность – присмотреться к живой неформальной культуре внутри компании, к неписаным правилам и работающим ритуалам, прислушаться к языку взаимодействия сотрудников разных подразделений – дает корпоративная антропология.
«Экономисты» и «строители», «прагматики» и «эмпатичные»… По опыту RBI, в компании всегда существует множество «племен», каждое со своим «языком», традициями, самоидентификацией, – рассказывает Павел Филиппов, вице-президент по корпоративному развитию Группы RBI. – На специальной «антропологической» менеджерской сессии недавно мы увидели, как сообществам внутри компании важно время от времени «обналичивать» свою разность, выкладывать на стол свои напряжения. И вместе с этим важно регулярно вспоминать о том, что нас всех объединяет, почему мы такие разные вместе. Кстати, к вопросу о языке, мы задумались: что если вообще убрать из внутренней коммуникации компании слово «блок» в значении самостоятельной бизнес-единицы? Кажется, оно создает избыточную «самоидентификацию».
Павел Филиппов подчеркнул, что метод корпоративной антропологии не терпит желания «подогнать» ответы под заранее ожидаемые или «приемлемые». Погружение во внутреннюю культуру компании, как взгляд «внутрь себя», может порой привести к неожиданным результатам – и к этому необходимо быть готовым. Так, «обратная связь» одних племен другим внезапно оказывается нелицеприятной… Не поэтому ли системы, особенно жесткие и иерархичные, вообще часто не хотят знать, как они сами устроены изнутри? Им это даже вредно – ведь тогда что-то придется делать с этим…
«Культура внутри компании существует всегда, даже если ей целенаправленно не заниматься, – говорит Михаил Милинис, генеральный директор компании BITOBE. – Некоторые относятся к ней как к погоде – «да, она есть, и она такая, какая есть…» Однако сегодня все более распространяется другой подход: корпоративной культурой можно и нужно управлять. Для крупной компании это критичный вопрос целеполагания и предназначения бизнеса».
Эксперт напомнил, в чем заключается и сила, и важный принцип работы корпоративной антропологии. Те языки, «артефакты», принятые внутри компании модели поведения, которые становятся объектом изучения антрополога, – это на самом деле ключ к более «глубинным» пластам: каким люди видят свое предназначение, во что они верят, говорит Михаил Милинис.
«Корпоративная антропология – крайне деликатное зеркало: включенное наблюдение следует принципу невмешательства, исследуя «племена» внутри организации как феномены, – резюмирует модератор дискуссии-«полилога» Наталия Белякова, руководитель лаборатории коммуникаций в креативных индустриях Высшей школы экономики. – При этом, чтобы в него смотреться, требуется мужество и готовность меняться. Сегодня, когда работа с корпоративными ценностями становится почти обязательным HR-минимумом, корпоративная антропология особенно нужна».
Такой подход убедительно демонстрирует разницу между декларативным и реально существующим, он уберегает от опасности «построить корпоративную культуру» в турборежиме, подчеркивает Наталия Белякова. Корпоративная антропология не только «остужает горячие головы», но также и помогает пройти путь эволюционных, плановых, органических изменений культуры компании и составляющих ее сообществ: «Давайте просто поймем, как устроено в организации».