(вредные) Корпоративные привычки: что это и как их поменять
Корппривычки — это не только про пиццу по пятницам. В Тренинг-Бутике мы 18 лет исследуем корпоративную культуру и понимаем, как могут работать привычки компании. Привычки воспроизводятся автоматически: многое в жизни компании делается быстро, без лишних разговоров и сомнений — это явно ускоряет работу. Правильные привычки повышают результативность и эффективность компании.

О том, как сонастроить работу команд и внедрить полезные корпоративные привычки, рассказал тренер-консультант Тренинг-Бутика Арсентий Аникеев.
Арсентий Аникеев
Корпоративный антрополог, тренер-консультант
Что такое привычка?
Привычка — это опыт собственного становления, который остаётся с компанией, некая негласная договорённость о том, как здесь принято вести дела и относиться к коллегам.
Привычка не возникает на пустом месте: если в компании существует какая-то модель поведения, значит в прошлом она давала какие-то результаты. Разделяемые сотрудниками образ мысли и способ действия — разделяемые привычки — это и есть культура.
Арсентий Аникеев
Корпоративный антрополог

Подробнее о том, как корпоративная культура влияет на реализацию стратегии, читайте в статье Арсентия Аникеева «Как корпоративная культура влияет на реализацию стратегии»
Как понять, что привычка «вредная»?
Самая простая проверка привычки на «вредность» — оценка её эффективности.
Наиболее распространенные критерии для проверки: деньги, время, эмоции.

Нет хороших и плохих корпоративных привычек. Есть оптимальные по балансу результативности и эффективности в текущий момент времени и неоптимальные.

Cовет: особенно хорошо выявляют «вредные» привычки новички в компании.
У них незамыленный взгляд и они лучше, чем ветераны замечают устаревшие основания эффективности: ситуация изменилась, а мы продолжаем делать всё как прежде. А у новичков в вашей компании есть «право голоса»?

Как закрепляется и работает «вредная» привычка
Представьте ситуацию: руководитель долго объясняет что-то сотрудникам, увещевает, как правильно делать. Но никто ничего не делает. Тогда руководитель прикрикивает матом — и, о, чудо! — все начинают работать. «Ладно», — думает руководитель. Корит себя за то, что сорвался на подчинённого. В следующий раз он снова «как учили» погружает сотрудника в контекст и подробно объясняет необходимость задачи, а сотрудник не делает… Снова прикрикнул — все зашевелились. Таким образом время от начала постановки задачи до «красного словца» сокращается. И вот в голове руководителя закрепляется привычка: кричать, чтобы работа была сделана.

С точки зрения результата — это оптимально. Работа сделана быстро, усилий прикладывать не пришлось. В мире, где не важны эмоции и в условиях отсутствия конкурентов, а, стало быть, и альтернатив у сотрудников — нормальная практика.

Вот только представим, что наступила пандемия и стала распространена удалённая работа. Сотрудники описываемой компании получили возможность работать не только на этом предприятии, но и удалённо по всей России. Очень скоро от такого руководителя все разбегутся, потому что с точки зрения «эффективности по эмоциям» такой стиль постановки задач губителен.

А привычка уже закрепилась. Воспроизводится автоматически. У руководителя сформировался способ мысли: «если не орать — никто не работает».
Наш мозг устроен так, что он старается как можно больше действий производить автоматически: вести машину, чистить зубы, взаимодействовать с сотрудниками. Но в этом и загвоздка: идя мимо осознанного решения, мы воспроизводим то, что, может быть, уже утратило актуальность. А мы этого не заметили, ведь результат-то есть. Но опыт, который давал результат в прошлом, не обязательно даст результат сейчас. Поэтому важно перепроверять основания эффективности.
Арсентий Аникеев
Корпоративный антрополог
Как поменять привычки (теория)
Основная проблема в том, что мы не можем менять привычки по щелчку: сегодня я сделал так, а завтра — по-другому. Мы не меняемся в два шага. Но мы можем меняться в три шага.

1) Чтобы изменить привычку, важно её осознать и «разморозить», понять, что так мы больше не действуем.

2) Затем нужно какое-то время искусственно тренироваться, отрабатывая новую привычку. Это так и называется практикой-тренажёром. В отличие от автоматической привычки, это будет принципиально осознанная вещь, потому что мы выполняем её с фокусом внимания, чтобы постепенно закрепить новое поведение.

3) И уже третьим шагом мы переведём это действие в целевую привычку, которая снова станет органичной и неосознанной (автоматической).
Важно! Практика-тренажёр подбирается под желаемую привычку.
Сначала мы определяем свой текущий статус, потом думаем «А как было бы хорошо?», а уже потом выбираем тренажёр, который позволит нам этот переход осуществить.

Самый простой пример такого тренажёра в личной жизни — пищевой дневник.
Когда человек решает сбросить вес, какое-то время он держит баланс БЖУ, вписывается в калораж. Но чаще всего силы воли не хватает делать это неделями и месяцами. В итоге он скатывается в старую привычку: ест простые углеводы, не следит за питьевым режимом, не получает нужное количество жира и белка.

Приложение, которое подсчитывает калории, помогает формировать новую привычку: есть столько и то, что помогает получать необходимые нутриенты. А не просто потому что на удалёнке скучно и захотелось пожевать.
Как поменять корпоративные привычки (практика)

1. Коммуникативный протокол
В Тренинг-Бутике были сложности с коммуникативным протоколом: многие писали друг другу вне рабочего дня, ставилось много срочных задач. А хотелось более осознанных коммуникаций. Например, сообщения сыпались только с 8:00 до 20:00, а задача не падала внезапно в случайно выбранном мессенджере.

Тогда мы разработали несколько простых и понятных правил и договоренностей. Но мы помним, что мы не меняемся в два шага — мало просто разработать документ и считать, что все начнут его соблюдать. Мы ввели практику-тренажёр: раз в неделю проводить пульс-опрос, в котором фиксировать, насколько удобнее стало жить по новым правилам, где становится легче, а где по-прежнему «болит». То есть ввели осознанное тренировочное действие и выполняли его в течение нескольких месяцев.

За это время у нас закрепилась привычка действовать по-новому: теперь мы пишем только с 8:00 до 20:00, пользуемся отложенной отправкой в почте, не маркируем словом «Срочно» всё подряд и так далее.
Таким образом у нас закрепилась привычка жить по этой новой договорённости, коммуникативному протоколу. Да, со временем привычка может опять откатиться. Но если мы видим, что она откатывается, мы можем снова ввести этото тренажёр с опросом и снова поднять осознанность и, что очень важно, пересмотреть сами правила, ведь некоторые из них могли устареть.
Арсентий Аникеев
Корпоративный антрополог
2. Высказывание мнений
Руководитель одного банка столкнулся со сложностью: сотрудники ничего не говорят. Они постоянно ждут от него решения, «заглядывают ему в рот» и, как только он что-то предлагает, они тут же со всем согласны. Он объясняет, что нанял их как профессионалов и нуждается в их мнении: «Куда я сам мог, я компанию привёл. Мне нужны их идеи. Я сам приму все решения, но важно их мнение». Он пробует убедить сотрудников: вам за это ничего не будет, — но они всё равно молчат. Это текущая привычка.

Практика-тренажёр: дебаты. Руководитель ввёл следующую практику. Автор выносит идею, и затем назначаются два человека: сторона защиты и оппозиция. Причём было неважно, какой позиции ты придерживаешься: нужно было сыграть назначенную роль, находить убедительные аргументы «за» или «против», выступать, спорить. А тот, кто побеждал в дебатах, получал премию.

Через эту практику обсуждения руководителю удалось добиться того, что сотрудники наконец начали высказываться. Они поняли, что говорить, рассуждать, быть несогласным — это нормально. «В конце концов, роль у меня такая». Культура компании поменялась. Это та самая долгожданная целевая привычка, тренажёр дебатов можно отменять.
Тренинг-Бутик поможет исправить вредные корпоративные привычки

Мы используем технологию вирусных изменений, которая решает задачи организации и внедряет новые корпоративные привычки мягко, быстро и без сопротивления сотрудников.

Присоединяйтесь к открытому тренингу Арсентия Аникеева «Вирусный эффект», на котором вы научитесь методике быстрого и безвозвратного распространения изменений в компании и узнаете:

▪️как добиться масштабных результатов, фокусируясь всего лишь на небольшом наборе поведенческих изменений;
▪️как отобрать и вовлекать неформальных лидеров, с которых начнутся изменения;
▪️как создать и распространить истории, которые сформируют правильный нарратив изменений, вместо докладов и презентаций.

Узнайте подробности об открытом тренинге или оставьте заявку на персональную консультацию Арсентия Аникеева: https://virusofchange.ru/
Тренинг по управлению изменениями с уникальной методикой вирусных изменений
Будем на связи
Подпишитесь на периодический дайджест наших статей
Статьи о корпоративной культуре