Это сработало, и сейчас коннотация «племен» ощущается в компании все меньше и меньше. А главное — она не является сколько-нибудь проблемой".
Cмыслы и цели
Антропология, культура, ценности… Как бы это мы ни называли, какие бы термины ни использовали, как отметил Михаил Милинис, для него самое интересное здесь — это разговор о смыслах.
Мы очень много в бизнесе, по его словам, думаем о результате. Результат — это такой показатель, понятная метрика, которую мы все видим как в коммерческих, так и в некоммерческих предприятиях.
А о смыслах, которые стоят за этими результатами, которые мы имеем глубоко внутри себя, которые драйвят нашу энергию, чтобы мы этих результатов достигали, мы говорим слишком редко.
У нас сейчас, как у общества, стоит задача определиться, какая у нас идеология. На уровне государства ее нет, а на уровне корпоративной культуры — это во многом отражение идеологии первого лица, основателя. А если говорить о крупных компаниях, то не основателя, а нынешнего руководителя, топ-менеджмента, который руководит и развивает организацию.
Мы очень часто говорим о феноменологии. Но ведь за ней же лежат значительные глубинные пласты того, во что мы верим, какое мы видим за этим предназначение, в чем наша миссия. Это касается и конкретного человека, и организации, даже если это не осознается.
Несмотря на то что феноменологический уровень очень важен, для крупных компаний критично необходимо целеполагание сверху. Это задача для первого лица, которым не обязательно является только президент всей компании.
Есть очень хорошая классификация целей А. И. Пригожина, который подчеркнул, что большинство целей, которые задают наши руководители, носят пассивный характер. Откуда бы они ни появились. От проблем — у нас не работают, к нам не идут, нас не любят. Или от сравнения — а я хочу быть лучше, сильнее, быстрее.