«Главное, чтобы не было слишком комфортно»: зачем Бутик раз в год бежит от цивилизации в горы
Если вы увидели группу известных бизнес-тренеров и успешных коучей, лежащими насквозь мокрыми в лодке/ мёрзнущими в спальных мешках/ перепачканными пылью и грязью дорог — не спешите бросаться на помощь. Скорее всего, это просто Тренинг-Бутик поехал в Экспедицию.

Традиции уже 17 лет. О том, как устроена Экспедиция, как она каждый год помогает объединять людей и творить корпоративную историю — в нашем материале.
Варя Графова
Отправилась в экспедицию с консультантами Бутика
Что такое Экспедиция?
Раз в год компания Тренинг-Бутик организует для своих сотрудников Экспедицию. Именно так, с большой буквы. Ведь к этому путешествию здесь трепетное и уважительное отношение: каждая такая поездка — это очень душевная и часто судьбоносная история.

Если разбирать механику Экспедиции без лирики, то это оплачиваемая компанией поездка, которая должна соответствовать нескольким принципам. Первое — в ней всегда присутствует элемент совместного преодоления: восхождение в гору, сплав по реке, недельный горный трекинг. Второе — культурный компонент. Регион для проведения Экспедиции подбирается таким образом, чтобы он представлял большой исследовательский интерес: с самобытной древней культурой и традициями (к счастью, найти такие в России и СНГ легко). Третье — команда должна получить совместный опыт.

Проводится Экспедиция традиционно летом — в начале осени и длится от пяти до восьми дней.

Первая Экспедиция состоялась в 2006 году. Тогда 14 бутиковцев штурмовали Эльбрус. На сегодняшний момент в компании прошло уже 14 экспедиций. Последняя прошла в Адыгее в 2023 году.
Развивающее путешествие
Согласно Положению (а у Экспедиции есть свой устав и порядок организации), Экспедиция — это путешествие, которое направлено на поддержку тела, ума и сердца бутиковца. Она обогащает общее развитие и помогает улучшить физическую подготовку.

В этом смысле полезность мероприятия подкрепляется научными исследованиями. По данным Journal of Travel Research, путешествия делают людей более здоровыми, энергичными, укрепляют сон и снижают уровень стресса. Бутиковцы и сами отмечают, что даже после энергозатратной, а порой и изматывающей поездки, у них появляются новые силы для работы и проектов, которые не всегда бывают после традиционного «одиночного» отпуска.

Возможно, всё дело в режиме дня (который обязателен в течение Экспедиций), свежем горном воздухе, нагрузках и вкусных сезонных продуктах. Весь этот «санаторный комплект» действительно самым лучшим образом влияет на физическое состояние человека.

Но возможно, причина воодушевления и эмоционального подъёма кроется глубже.
Интеграция
Вторая важная функция Экспедиции — интегрирующая. Для организационной специфики Тренинг-Бутика функции интеграции особенно важна. Дело в том, что по своей структуре компания сильно разделена: кто-то присутствует только в офисе («люди дома»), а тренеры — «люди поля» — редко заглядывают «домой», проводя всё время на проектах. Поэтому экспедиция даёт возможность собраться всем вместе, выровнять инфополе и посмотреть друг на друга вживую, а не через экраны.

Как ни странно, в Экспедициях проще и быстрее решаются рабочие вопросы. Видимо, чистый воздух и захватывающие пейзажи помогают генерировать хорошие идеи.
Когда в компании коллег целый день идёшь в гору или, наоборот, сидишь на берегу реки на террасе за завтраком, рождаются не только новые впечатления, но свежие бизнес-идеи. Например, в этом году, несколько часов возвращаясь с горы Оштен, мы с коллегами обсудили и собрали идею корпоративного центра диагностики, который начал свою работу сразу после поездки.
Аня Макаренко
Директор по маркетингу, руководитель экспедиции
Адаптация новичков
Полезный эффект Экспедиции — адаптация новичков. По правилам в Экспедицию едут люди, которые отработали в компании год. Но за это время с новым человеком или не все успевают познакомиться, или человек не успевает себя проявить. Тогда на помощь приходит Экспедиция с её традицией посвящения («весёлой дедовщиной»), во время которой новичок должен пройти огонь, воду и медные трубы. После фановых испытаний компания символично принимает его в круг своих.

Лиза Пислегина, менеджер по внутренним коммуникациям, пришла в компанию недавно и работает удалённо. Коллег Лиза видела только по Зуму. Поездка в Адыгею помогла влиться в команду и почувствовать себя более уверенно.
Эти 5 дней дали больше, чем почти 5 месяцев. Работая на удалёнке, видеть людей вживую — бесценно. Заметила, что после Экспедиции у меня стало в разы больше проектов и задач, выросла включённость и вовлечённость.
Лиза Пислегина
Менеджер по внутренним коммуникациям
Путешествие направлено в том числе и на наживание совместного опыта и сплочение команды.

Исследователи из Университета Дьюка (США) подтвердили: совместные виды деятельности и отдыха способны создать социальную или эмоциональную близость между людьми. Даже обычная совместная прогулка или пробежка увеличивает эмпатию.

Обращали внимание на пару, бегущую по дорожке? Через какое-то время они неосознанно начинают подстраиваться под ритм и темп друг друга. Что уж и говорить о бутиковцах, идущих по крутому подъёму или преодолевающих пороги бурной реки. Для них синхронность и совместность — осознанный шаг, который важен для безопасности всех.
Мы работаем с командами не только на горных треках, но и на корпоративных тренингах. Выберите свою программу развития – в учебной аудитории или на сплаве.
Синхронные движения некоторые учёные называют «социальным клеем». Люди, которые вместе преодолевают препятствие и продвигаются к цели, реже проводят границу между собой и другим человеком: фокус с себя постепенно смещается на товарища. Люди начинают уделять больше внимания своим партнёрам и заботиться об их благополучии.

Весь нажитый экспедиционный опыт не остаётся законсервированным только в путешествии, он продолжает «пускать корни» и в обычную жизнь.
Ты спускаешься в сложную пещеру по отвесной скале и тебе важно, чтобы тебя страховала команда, люди, идущие перед тобой и позади тебя. Ты поднимаешься в горы, у тебя рвётся кроссовок, ты подворачиваешь ногу, тебе просто не хватает перекусов — и вот здесь рядом нужны люди, которые готовы оказать поддержку. Такая помощь не забывается и не заканчивается с окончанием Экспедиции. Ты привозишь эту связь с собой в Москву, в офис, в проект, уже иначе начинаешь смотреть на коллег: теперь это не неведомый далёкий тренер, которому ты пишешь рабочий запрос, это ещё и друг, который всю дорогу в горы травил смешные байки из жизни или тащил усталого тебя на обратном пути.
Почему именно горы?
Исторически организовывала первые Экспедиции Галина Яковенко – бывший акционер Тренинг-Бутика и действующая альпинистка. Первая Экспедиция в 2006 году под руководством Галины прошла на Эльбрусе.
Я бы даже не назвал это организацией. Я бы назвал это вдохновением. Галя брала нас брала с собой в горы, и для неё горы очень много значат. Это не выглядело как «давайте я вас вывезу». Это было знакомство с её миром. И этот мир нам очень отозвался. У нас были разные моменты: и сплавы в Коми, и поход в Турции. Тем не менее, мы всё-таки горные люди. Я считаю, что кульминация Экспедиции через восхождение – это хорошая кульминация. При всём многообразии других форматов.
Арсентий Аникеев
Корпоративный антрополог
Экспедиция – не корпоратив и не экскурсия. Это больше, чем совместный выезд на отдых. Одна из калибровочных вещей – чтобы не было слишком комфортно. В Экспедиции важно не просто вместе выехать куда-то, но важно, чтобы каждый внёс свой вклад.

Есть и символический смысл в подъёме в гору. Восхождение подразумевает максимальное преодоление себя: с каждой минутой и часом напряжение нарастает, путь становится более тяжёлым, и от этого финал – таким долгожданным.
Нам важно пройти этот зачастую непростой путь вместе, задыхаться по пути, поддерживать друг друга, говорить “ну всё, больше ни шагу не смогу” - но в итоге подняться. И подняться командой, вместе пережить этот финал.
Аня Макаренко
Директор по маркетингу, руководитель экспедиции
Подойдёт ли формат экспедиции любой организации?
Отвечает Арсентий Аникеев, организатор Экспедиции, акционер Тренинг-Бутика:
В теории, да. Но важно понимать, на каком этапе находится команда. Например, для молодых коллективов, которые недавно организовались, или там, где есть новички, точно подойдёт экспедиция. Для тех, которые давно работают друг с другом, знают друг друга, как облупленных – не факт.

Круто, если компания под себя подберёт сам формат. Это вовсе не обязательно должно быть восхождение. Это могут быть сплавы, яхтинг – что угодно, что они для себя они подобрали. Но здорово, когда это связано ещё и с корнями компании. Вот, как в нашем случае – с Галиными корнями.
Арсентий Аникеев
Корпоративный антрополог
Экспертиза в корпоративной антропологии
Познакомьтесь с экспертами Тренинг-Бутика по развитию организационной культуры
Будем на связи
Подпишитесь на периодический дайджест наших статей
Статьи о корпоративной культуре