• Реагировать на ситуацию с юмором. Однажды у одного докладчика спросили: должен ли спикер повторять заданный из зала вопрос. Пока лектор думал, что ответить, он сам, не осознавая того, негромко сказал: «Должен ли… спикер… повторять… заданный… вопрос?». И ответил: «Нет». Противоречие сказанного и сделанного вызвало комический эффект.
• Использовать самоиронию. Смеяться над собой – вот поле для творчества. Обыграть можно даже мокрое пятно на рубашке. Если оно очевидно заметное всем, можно сказать: «Ну что же, у нас впереди два часа плодотворной работы. Надеюсь, этого времени вам хватит, чтобы познакомиться с концепцией Эрика Берна, а мне – чтобы высушить пятно на рубашке».
• Сглаживать конфликты. «Ну уж нет, ругаться мы не будем, будем сразу биться насмерть».
• Хвалить участников. Про особенно активного и усердного ученика можно сказать: «Я так понимаю, сегодня бенефис у Михаила? Ну что же, Михаил, выходите снова к нам».