Корп.культурный словарь: новое издание

Тренер-консультант, коуч
Старший партнер компании, тренер-консультант, коуч
Тренер-консультант
В этом году на выставке мы решили рассказать о новинках в теме «Корпоративная культура», но чтобы картина была полной мы отобрали самое важное из уже проверенного: базовые определения, пирамида Эдгара Шейна, матрица Кима С. Камерона и Роберта Э. Куинна, колесо Дениэла Денисона.

КОРПОРАТИВНЫЕ АРТЕФАКТЫ

Артефакт (от лат. artis — искусство и factum — сделанное, букв. — «искусственно сделанные») — любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое, символическое содержание. Это означает, что артефакт является носителем социально-культурной информации о среде и авторах (субъектах его создания):

  • указание на  жизненно-смысловые значения авторов
  • что в данной среде является ценностью
  • какова система взаимоотношений в оргсистеме (статусы, иерархии, формальные и неформальные институты, язык коммуникации и прочее)
  • открыта или закрыта система (есть ли в ней присутствие внешних стейкхолдеров или агентов внешней среды: клиентов, конкурентов, органов власти, партнеров и прочих)

Корпоративные артефакты — это «искренние» знаки компании, которые можно увидеть, услышать или почувствовать при взаимодействии с организацией, то есть «следы» действия сотрудников и среды их обитания. «Искренние» потому, что позволяют видеть согласованность или рассогласованность провозглашаемых ценностей, норм и принципов и реальных действий. Исследователи корпоративной культуры могут следовать по «хлебным крошкам» артефактов и:

  • восстанавливать по фрагменту более целостное представление о всей организационной системе
  • понимать историю и настоящее Компании-то, чем она дышит и живет
  • видеть «точки напряжения и рассогласования» и наоборот — внутрикорпоративную согласованность слова и дела

Качество интерпретации возрастает при увеличении количества, вовлеченных в исследование объектов-артефактов.

Работа с артефактами — один их технологических приемов, которые Тренинг-Бутик реализует в своей практике сопровождения организационных проектов. А также в рамках исследовательского проекта Бутиковская булавка, на сайте которого вы найдете примеры подобных исследований и описания артефактов.

автор: Светлана Баронене, кандидат философских наук, консультант по развитию корпоративной культуры,  Тренинг-Бутик, доцент НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург

КОРПОРАТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В традиции психоаналитического подхода к организации корпоративное бессознательное принято называть «неосознаваемым знанием», когда все действуют в соответствии с  какими-либо глубинными положениями компании, но они настолько глубоко, что их невозможно озвучить или обсудить. А если что-то невозможно озвучить словами-то невозможно понять истинных причин успехов или неудач тех или иных процессов в организациях. Также, это значит, что какая-то немалая часть организационной жизни скрыта от осознанного восприятия и внимания ее сотрудников, руководителей и владельцев.

данное видео является частью исследования Дениэла Симонса и Кристофера Чабриса

Многолетний опыт организационных специалистов и организационных психоаналитиков, а также специальные технологии помогают увидеть «корпоративную гориллу»: сначала обнаружить глубинные установки, которыми руководствуются сотрудники в корпоративной жизни, а затем и вербализовать их. Что означает, сделать доступными для осознания и дальнейшей работы.

автор: Марк Кукушкин, кандидат филологических наук, консультант по развитию корпоративной культуры, Тренинг-Бутик

КУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Пьер Бурдье (социолог, философ и публицист) ввел в профессиональный лексикон гуманитариев понятие «габитус». Он утверждает, что объективная социальная среда производит «габитус» (habitus), то есть систему прочных приобретенных предрасположенностей, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур или, другими словами, порождающих принципов, организующих практики и представления индивидов. Габитус позволяет индивиду ориентироваться в социальном пространстве и более или менее адекватно реагировать на события и ситуации. Объективно габитусы нацелены на достижение результатов, но не предполагают сознательной нацеленности индивида и не требуют особого мастерства.

Корпоративные габитусы — большие неподвижные системы базовых представлений, исповедуемых сотрудниками и передаваемых новичкам. Невозможно за один день заменить одну культуру другой или одним указом отменить традицию. Изменения порождает работа с обыденными ежедневными появлениями габитуса — корпоративными привычками, то есть ритуалами, традициями и процедурами, установленными в компании. Корпоративные привычки связывают абстрактный и реальный уровни культуры: миссию, видение, ценности и реальное поведение сотрудников организации.

Дениэл Денисон ввел простую схему осуществления культурных изменений. Он утверждает, что привычки бывают старые и новые, плохие и хорошие. Плохие и старые — не зачем тащить с собой в светлое будущее, от них нужно избавляться. А хорошие старые привычки нужно усиливать и сохранять, это ваш культурный багаж и наследство. Новые плохие — стоит переосмыслить и, пока они не закрепились, попробовать изменить их так, чтобы получить хорошие новые привычки, которые нужно оттачивать, закреплять и поощрять.

Почему акупунктурная работа с привычками приносит желаемые трансформационные результаты, в отличие от стратегических сессий и инструкций по компании? Именно в этом месте и появляется новое понятие «культурные последствия» — постепенные изменения в коллективном поведении и организационном климате, которые незаметно, но значимо меняют взаимоотношения в коллективе и отношения к компании в целом. Подобно тому как крошечная фишка домино может уронить фишку в  полтора раза больше себя, волны таких постепенных изменений могут создать или разрушить империю.

 

Приглашаем вас стать соавторами Современности и вместе с Бутиком описывать наблюдаемые феномены и создавать активный аналитический словарь такого сложного управленческого объекта, как Корпоративная Культура!

автор: Ирина Шиянова, кандидат филологических наук, консультант по развитию корпоративной культуры, Тренинг-Бутик

ВЕДУЩИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

  • Светлана Баронене — к.ф.н., партнер компании, тренер-консультант, лидер темы «Управление изменениями»
  • Ирина Шиянова — к.ф.н., партнер компании, тренер-консультант, лидер темы «Корпоративная культура»
  • Марк Кукушкин — старший партнер компании, тренер-консультант, коуч, лидер темы «Стратегический менеджмент»
  • Арсентий Аникеев — лидер формата «Партнерские модели»