Чтобы не было
мучительно больно
Марк Кукушкин
тренер, коуч, старший партнёр «Тренинг-Бутика»
Новые цели — вот спасательный круг, за который мы можем схватиться, чтобы удержаться на плаву в океане неопределённости, и достичь будущего.
Не так уж много времени прошло с тех пор как мы под новогодней ёлкой загадывали желания, мечтали о будущем, строили радужные планы. Однако обстоятельства изменились, и реальность вносит свои коррективы. Мы начинаем задумываться, какие цели из прошлой жизни переформулировать, что нового добавить.

В этом поможет бизнес-консультант, коуч, бизнес-тренер Марк Кукушкин, Итак берём ручку, лист бумаги и выстраиваем цели по-новому. Будем откровенны с собой и честно оценим возможности и ресурсы.

Шаг 1. Воспринимать мир как новый
Первое и самое необходимое, что мы можем сделать, — исходить из предпосылки, что мир стал другим, в нём предстоит жить дальше. Если будем мыслить не из ситуации сожаления о том, что ушло, а из ситуации новой реальности, то взбодримся и вдохновим себя.

«Вспомните знаменитое наблюдение, сделанное психологом Виктором Франклом в то время, когда он оказался узником немецкого концлагеря, — предлагает коуч — в ситуации ограниченной свободы, отсутствия выбора, в суровых условиях первыми сломались те, кто верил, что скоро всё закончится. Потом — те, кто не верил, что это когда-то закончится. Выжили те, кто сфокусировался на своих делах, без ожиданий того, что ещё может случиться».

Другой мир распахивает перед нами свои двери внезапно, и правила игры тут же меняются. Выход в том, чтобы не ждать возврата к старому, не ставить время на паузу, а снова начать действовать.

Что делаем?
Рассмотрим две тактики постановки целей в мире, где действуют новые, непривычные правила. Первая — это аудит (проверка) внутренних ресурсов и поиск возможностей. Мы можем к своим прежним целями планам (на год месяц) и подумать: от каких из них стоит отказаться? Смело эти цели вычеркиваем. А затем переходим к следующей категории — целям, которые можем переформулировать. Например, мы можем пересмотреть план продаж, если ваша работа связана с товарами и услугами, или выбрать другое направление для путешествия летом, или скорректировать семейный бюджет.

Составьте список всех стоявших перед вами целей и разделите их затем на три категории: «цель сохраняется», «цель маловероятна», «стоит отказаться». Добавьте к списку категорию «новые цели».

Вторая тактика постановки целей называется «Первый день». Представьте себе, что сегодня наступил день, когда вы начнете делать что-то новое открываете кофейню, решаетесь написать книгу, выращивать любимые цветы или разводить енотов. Вы никогда прежде этим не занимались. Находясь на нулевой точке отсчета, мы можем не устраивать вечер воспоминаний, думая о прошедшем и недостижимом, а начать движение вперед «здесь и сейчас». Эта тактика предполагает, что мы да по формулируем все цели, как в первый раз. В этот момент полезно будет задать себе такие вопросы: «Какие цели я поставил бы себе сейчас, если бы делал это впервые? С кем хотел бы начать новое дело? Какие у меня есть для этого внутренние ресурсы?».

Шаг 2. Сузить горизонт планирования
Что нас может спасти, когда нарушаются внешние связи, а каждый день, будто нарочно, стремится обессмыслить любые действия? Спасение в этой ситуации — короткий горизонт постановки целей.

Что делаем?
Если раньше мы строили планы на год, то теперь ставим цели на квартал или месяц. А потом разбиваем план на ещё более мелкие периоды. Например, говорим себе: «на той неделе я сделаю вот это» (составляем список из нескольких пунктов), «а сегодня завершу вот это» (и слова концентрируем свое внимание на краткосрочных осязаемых задачах). Короткий горизонт планирования — must have (то, что обязательно должно быть) новой реальности. Сегодня не только представители разных профессий, но и крупные компании отказались от планирования на год вперёд.

Шаг 3. Предусмотреть разные сценарии
Когда мы смотрим в неизвестность, полезно иметь в запасе несколько сценариев действий, которые запустим при разных вариантах развития событий, — от самого «спартанского» рассчитанного на выживание, реализацию минимальных целей, до оптимистичного, предполагающего развитие. И распишем их подробнее.

Что делаем?
Первым расписываем «спартанский» вариант. Составляя первый сценарий, подумайте, какие действия помогут сохранить текущую работу, бизнес, не остаться в минусе и спланировать бюджет (хотя бы на короткий срок). Спросите у близких, что для них самое важное сейчас, не забудьте о собственных приоритетах и внесите все необходимое в первый вариант сценария. Второй вариант будет более расширенный — в него мы добавим несколько гипотез, которые можно протестировать. Например, вы задались целью летом вырастить урожай на приусадебном участке, получить прибыль от продажи цветов или начать развивать туризм Русского Севера. Насколько реалистичны новые цели? Каждую из гипотез можно проверить опытным путем. Третий сценарий, самый оптимистичный, разрабатываем исходя из целей, которые помогут расти и развиваться, несмотря на кризис.

Шаг 4. Добавить радости и создать мотивацию
Четвёртый шаг поможет гармонизировать план свершений. Когда список целей состоит только из глаголов минимизации («сократить», «отказаться», «оптимизировать») — это не самый лучший вариант. К ним стоит добавить то, что может мотивировать создаст позитивную повестку.

Что делаем?
Записываем в список целей то, что нас порадует. Это может быть какая-то посадка, встреча с друзьями, любое другое занятие, которое поможет восстановить свои ресурсы. Не пропускайте этот шаг. Только сбалансировав цели восполнив силы, мы сможем продвинуться дальше — к экспериментам.

Шаг 5. Смелее экспериментировать
Кризисное время всегда отличается большим количеством идей, гипотез, экспериментов. Если мы правильно сбалансировали свои цели и чувствуем себя наполненными, энергичными, то вполне можем решиться на самые дерзкие опыты.

Что делаем?
Разложим все цели по трем ящичкам. В первый попадут цели, обеспечивающие выживание в текущем режиме, короткие, часто хирургические.
Второй ящичек наполним позитивными целями, среди них окажутся и те, что вдохновляют на что-то важное. В третий попадут цели-действия, необходимые во время перемен. Это цели, которые будут подталкивать к действиям, буквально заставят взбивать сливки в масло.

Как только мы задумаемся о целях-действиях, в голову придут идеи проектов, которые мы давно хотели осуществить, но ни разу так и не попробовали им заняться. Время опытов пришло. Например, на этой неделе вы можете попробовать привлечь целевую аудиторию, с которой никогда раньше не работали, или встретить да друзьями и вместе обсудить планы на будущее.

Шаг 6. Создать круг единомышленников
Если вы до сих пор ставили цели в одиночку, то в кризисный период приходит пора подключить близких, друзей, проверенных коллег — создать свой круг, котором можно обсуждать гипотезы и планы. И возможно, реализовать некоторые проекты.

Что делаем?
Начнём с простого вопроса: о ком я думаю в последнее время и кто может думать обо мне? Необязательно в вашу новую команду войдут коллеги, возможно, в ней окажется кто-то из соседей или старые приятели. Или встретитесь в реальности с теми, кто был вашим виртуальным другом. Вы можете собраться с ними и обсудить новые идеи, спросить: «Друзья, а как вы считаете, стоит ли мне выращивать грибы-вешенки или продолжить зарабатывать переводом книг? Что посоветуете?».

Такие социально ориентированные копинговые стратегии могут принести пользу, когда меняется привычная реальность, исчезают сферы деятельности, много лет приносившие нам доход, но появляются новые, неожиданные для нашего восприятия возможности. Когда мы обсуждаем идеи в своем кругу, часто оказывается, что среди наших собеседников есть те, кто готов стать экспертом, финансово участвовать в будущих проектах.

Шесть шагов целеполагания помогут понять, к чему стремиться не только в сфере финансов, но и в тех сферах, которые мы раньше и не думали планировать. Тестируя новые идеи и гипотезы, мы понимаем, что направлений развития гораздо больше, чем мы привыкли считать. Новые цели помогут расширить восприятие и посмотреть в будущее без страха.

Текст — Марина Смагина
Psychologies №70
Специальный выпуск — лето 2022