• Опора на историю. В трудные времена необходимо задействовать корпоративную культуру как актив. И опереться можно в первую очередь на то, что было сформировано до кризиса. Важно напомнить сотрудникам, что компания уже переживала и не такие кризисы. Лучше вспомнить конкретные истории, когда бизнес был почти на грани, но все же выжил.
У каждой организации были свои «печенеги» и «половцы», о которых лучше всего расскажут ветераны компании. Такие исторические «байки» укрепят уверенность сотрудников в том, что и в этот раз компания справится с неурядицами.
• Первое лицо на экранах компании. Культура компании — проекция первых лиц. И в кризисной ситуации тоже. Важно не выпасть из взаимодействия. Владелец бизнеса должен быть рядом в ежедневной коммуникации с сотрудниками, партнерами, клиентами. Он постоянно включен в действие и сообщает о результатах. И если раньше он был дистанцирован от регулярной деятельности компании, то сейчас самое время в нее включиться.
• Держим связь. Каждый день владельцу бизнеса стоит проводить онлайн-совещания, а раз в неделю (как минимум) — информировать команду о новостях компании.
Кризис — это время, когда разговоров становится больше. Инвестировать себя в это общение — задача владельца бизнеса. Постарайтесь найти слово поддержки для каждого ключевого сотрудника.
• Гипотезы и прототипы нового мира. «Резать косты» и проводить оперативные штабы в кризис — мало. Нужно формировать идеи для будущего. Руководителю и команде важно постоянно искать новые идеи. В кризис рождается культура новой компании — культура «быстрого эксперимента». Нормой для компании становится тестировать более широкий круг гипотез и вести диалоги с клиентами, исследуя их опыт в новой ситуации.
Владельцу бизнеса стоит самому проявить активность и генерировать идеи, привлекая к этому процессу ключевых сотрудников компании. Чем шире круг сотрудников, которые занимаются адаптацией бизнеса к новому миру, тем вероятнее выживет компания.
• Рискуя собственной шкурой. Бывают моменты, когда не остается ничего, кроме как сообщить о неоплачиваемых отпусках.
Сотрудники могут принять снижение оплаты и другие временные трудности, но только в том случае, если вы будете с ними в одной лодке.
Важно показать, что вы готовы делить тяготы. Например, владелец одной крупной сетевой пиццерии сообщил, что отныне его зарплата будет составлять один МРОТ. Вы должны показать, что тоже что-то теряете.
• Дальше — интереснее. В ближайшие месяцы турбулентность будет только повышаться. И в такое время важно развивать жизнестойкость команды, с которой вы работаете. Выживут те бизнесы, где есть корпоративные ценности и выстроены надежные отношения с командой, на которую можно опираться в трудные времена. Те, кому удастся конвертировать накопленный капитал отношений в новые возможности.
И да, как раньше уже не будет. Но можно сохранить бизнес через отношения и сделать новый шаг в развитии компании. Правильное поведение владельца бизнеса и команды станет основой новой культуры, которая в будущем поможет пережить еще не один кризис.