Статьи

О партнерстве в метафорах

Для журнала «Искусство управлять» Марк Кукушкин поделился своим опытом и рефлексией об эффективном бизнес-партнерстве. Ниже фрагмент интервью, посвященный ценности культурных метафор — одна из особенностей Бутика.



— Марк, Вы часто проводите аналогию между партнерством и браком, взаимоотношениями в быту. Вообще, в бизнесе нужно сравнивать деловое и личное, оглядываться на то, «а как в жизни происходит»?

— С одной стороны партнерство точно похоже на семейную жизнь, с другой стороны — оно похоже на испытания, когда в трудных условиях оказываются несколько людей. Во всех историях про спортивные команды, про «а пошел бы ты с этим человеком в разведку» при всей полуюмористичности — в них много правды.

Интересный момент, что у многих людей, которые в бизнесе давно, вырабатывается свой метафорический ряд. Кто-то смотрит, насколько он мог бы быть с этим человек в тандеме в командном виде спорта, у кого-то иные образы возникают. И если партнерам в этой метафоре хорошо, значит, у них есть идея совместного движения к одной цели. Правила корпоративного управления, которые можно прописать четко, юридическая выверенность, конечно, должны быть, но не менее важна ценностная природа.



— Как можно понять, что человек мыслит со мной одной метафорой?

— Ценностное ярче всего проявляется через поведение, в разговоре, совместном досуге, регулярных действиях. Проведите пробные проекты, обратите внимание на мелочи, на то, как поступает человек, — это всё и есть про ценности.



— А Вы рекомендовали бы ЛПР задуматься, какая метафора для них важна в бизнесе? Это помогает в поиске верных решений?

— Полезно задуматься: а что такое для тебя партнер в бизнесе? Чаще всего нужно просто пoсмотреть на самого себя, свой жизненный опыт, последить за своей речью, и это становится очевидным. Эти вещи часто где-то очень рядом, их просто определить.



— В одном интервью Вы сказали, что в компании «Тренинг-Бутик» существует ориентация на культурные модели. Расскажите, что это такое. И как это применимо в бизнесе. В частности, при выборе партнера.

— Культурные модели, это, по сути, понимание того, что ничто не ново. И целый ряд вещей, которые мы сегодня проживаем или в которых мы действуем, имеют культурные аналоги, прототипы. Это очень близко к теме метафоры, когда кто-то осмысливает партнерство по логике рыцарей круглого стола, то есть, выстраивая деловые отношения, мы представляем некую рыцарскую культуру. Я знаю людей, которые, обсуждая партнерство, анализируют: а какие сообщества людей, имеющих определенные цели, ценности, нам близки. Например, есть реальная команда, которая взяла за основу метафору массонской ложи: «Мы великие и делаем великое дело. При этом мы достаточно закрыты и хотели бы влиять…». Другие говорят: «Мы пираньи. Наша задача сжирать всё, что есть вокруг, не уничтожая друг друга».



— Это новое явление в бизнесе? Это мода? Или что?..

Классический бизнес — бизнес цифр, моделей — метафорическим, конечно, пренебрегает. Но в последнее время, поскольку появляется представление, что человек целостный он целиком вовлекается в процесс, то и метафорическое, и культурное появляется в той или иной мере как необходимый элемент.

Мы в компании «Тренинг-Бутик» активно обсуждаем использование этого как инструмента. То есть: как можно думать о бизнесе через призму культурных моделей. Под каждую задачу подбирается ряд культурных прототипов или образцов: где и когда в культуре было что-то подобное. Например, если мы говорим о партнерстве, мы выделяем пять-семь ключевых моделей, как понималось партнерство ранее. Затем нужно понять, а к какой модели ближе конкретная организация, конкретные люди. И когда они находят такую модель, это позволяет им всем в этой модели, в этом едином образе себя осознавать.

Бывает, что смотришь фильм, читаешь книгу и видишь: это же про нас! Вот наша модель! Обсуждение разных культурных следов и моделей в бизнесе должно быть принято единогласно, потому что метафоры у всех могут быть разными. В компаниях, как правило, это не распространено. Когда собственник, директор используют такие образы — это часто, а вот чтобы люди внутри обсуждали эту метафору, действительно понимали, что у них есть не просто юридические взаимоотношения, но и некие модели, правила корпоративного управления, — это редкость.



— Задумываться об этом хорошо? Можно расценивать это как желание развивать партнерские отношения?

— Это дополнительный язык, способ говорить о ценностях партнерства. Это сильный ход, который дает дополнительные скрепы там, где юридического недостаточно.



— Марк, в заключение прошу Вас дать совет для наших читателей — ЛПР, на что нужно обратить внимание, быть может, во что вложиться, что сделать, чтобы бизнес-партнерство приносило успех?

— Первое: выбирая партнеров, будьте вниматель ны к тому, с кем начинаете сотрудничать. Второе: в начале партнерских отношений думайте о возможных кризисных и рисковых ситуациях, вплоть до разрыва сотрудничества. Третье: прописывайте договоренности по всем правилам корпоративного управления, фиксируйте их в документах. Четвертое: в процессе реализации партнерства время, проведенное вместе, имеет значение — ищите с партнерами форматы взаимодействия не только сугубо операционно-делового характера, но и варианты общего досуга. Последнее: когда вы чувствуете, что с партнером возникает напряженная ситуация, проговаривайте, что не устраивает, углубляйтесь в детали. Порой кажется, что единственный выход — разорвать партнерство. Не-делайте преждевременные выводы, не спешите выносить вердикт о недоверии. Как правило, есть много возможностей для разрешения сложных ситуаций — нужно просто сесть за стол переговоров!



Интервью опубликовано в журнале «Искусство управлять» №3 (июль-сентябрь 2016).

Беседовала Татьяна Маркина, редактор ООО «Элкод»
Корпоративная культура Арсенал менеджера