Зачем повышать
интерактивность
тренинга
Варя Графова
Автор Бутик Ревью
Вместе с Павлом Грековым разбирались, для чего повышать интерактивность в образовательном процессе, как это сделать и кто за всё это отвечает.
Разберёмся с базовыми понятиями. В нашем понимании интерактивный – это тренинг, где участники чувствуют себя вовлечёнными и решают свою учебную, а через неё – и бизнес-задачу.

Будет ли тренинг интерактивным, если разбавить его как таковыми вовлекающими методами – мозговыми штурмами, работой в группах, разборами кейсов и инсценировками? Отчасти да. Всё это довольно эффективные приёмы, которые как минимум активизируют аудиторию: люди волей-неволей будут вынуждены что-то делать и обсуждать, а не дремать в лекционном зале. Однако если просто нашпиговать занятие круглыми столами и деловыми играми, задача вряд ли будет решена.

Дизайн по-настоящему интерактивного тренинга имеет минимум две важные характеристики. Первое – такой тренинг должен быть ориентированным на потребности учащихся и учитывать уже имеющийся у них опыт.

Павел Греков объясняет: если начать учить взрослого базовым вещам или не принимать во внимание всю его многолетнюю экспертизу и практику, то можно наткнуться на сопротивление:

– Дети доверяют словам взрослого априори. Для них всё, что говорит учитель – правда. А когда ты приходишь ко взрослым – ты для них не авторитет. Кроме того, у них куча собственного опыта. Скорее всего – позитивного (компания же почему-то до сих пор их держит). И у этого человека так или иначе начнётся сопротивление: почему какой-то тренер пытается меня учить? Поэтому обучение должно быть построено так, чтобы человек видел в нём пользу и опирался на тот опыт, который у него уже есть.

Другая важная характеристика интерактивности – заинтересованность учащегося в поиске вариантов решения его задач. По мнению Павла Грекова, это уже зона ответственности самого ученика.

За вовлечённость ответственны все. В первую очередь – участник. Тренер никого ничему научить не может, если человеку это не нужно. Участник может сказать: «Мы ничего не хотим, у нас это не работает». Задача тренера – создать условия, при которых учащийся сам научится, найдёт возможное применение и с энтузиазмом пойдёт это пробовать на практике. А воспользуется этим человек или нет – уже его выбор.

Низкая заинтересованность учащегося часто происходит из-за того, что вкладываться в решение задач компании не очень хочется: с бòльшим энтузиазмом он решал бы личные вопросы.
Что такое интерактивный тренинг?
Дети доверяют словам взрослого априори. Для них всё, что говорит учитель – правда. А когда ты приходишь ко взрослым – ты для них не авторитет. Кроме того, у них куча собственного опыта. Скорее всего – позитивного (компания же почему-то до сих пор их держит). И у этого человека так или иначе начнётся сопротивление: почему какой-то тренер пытается меня учить? Поэтому обучение должно быть построено так, чтобы человек видел в нём пользу и опирался на тот опыт, который у него уже есть.
Павел Греков
тренер-консультант

Другая важная характеристика интерактивности – заинтересованность учащегося в поиске вариантов решения его задач. По мнению Павла Грекова, это уже зона ответственности самого ученика.

Низкая заинтересованность учащегося часто происходит из-за того, что вкладываться в решение задач компании не очень хочется: с бòльшим энтузиазмом он решал бы личные вопросы.
За вовлечённость ответственны все. В первую очередь – участник. Тренер никого ничему научить не может, если человеку это не нужно. Участник может сказать: «Мы ничего не хотим, у нас это не работает». Задача тренера – создать условия, при которых учащийся сам научится, найдёт возможное применение и с энтузиазмом пойдёт это пробовать на практике. А воспользуется этим человек или нет – уже его выбор.
Павел Греков
тренер-консультант
Если говорить коротко, то бизнес-задача скорее всего не будет решена.
А что если тренинг неинтерактивный?
Даже если человеку нужно знание, а он не вовлечён, то трансфер тренинга в знания, а через них – в умение, сильно снижается.
Павел Греков
тренер-консультант
По словам Павла Грекова, соотношение вовлечённых и невовлечённых в тренинг участников обычно одинаковое. Костяк аудитории, «хорошая середина» – примерно 70% от группы. Они слушают лекцию, выполняют задания и в целом не мешают учебному процессу. И ещё по 15% отдаётся тем, кто «бежит впереди паровоза» и, наоборот, отстающим и пассивным. Во время работы ориентироваться нужно на основную группу.
Что по цифрам?
Соотношение теории и «интерактивности» зависит от предпочтения заказчика. Это может быть: 30/70, 40/60. Многие просят разработать тренинг в пропорции 20/80. В такой большой интерактивный блок я включаю много рефлексии. Когда учащиеся собрали много полезных эффектов от тренинга, им хочется об этом поговорить. Особенно если это «фонит» в работу.
Павел Греков
тренер-консультант
Какие интерактивные методы и инструменты можно включить в тренинг
Кейс-стади. Участники тренируются принимать решения и анализировать, опираясь на ситуации которые связаны с изучаемой темой.

Ролевые и деловые игры. Более жизнеориентированный вариант кейс-стади. Здесь моделируется ситуация, которая обычно происходит на рабочем месте. Например, во время обучений для тренеров учащиеся проводят демо-тренинги для присутствующих. После демонстрации они получают обратную связь от ведущего и других участников и могут понять, что можно исправить. Этот метод помогает смоделировать, какие ситуации могут произойти в ходе реальной работы и подготовиться к ним.

Дискуссия. Позволяет не только лучше усвоить материал, но и тренирует навык излагать мысли и обосновывать точку зрения.

Брейншторминг. Даёт возможность найти эффективное решение путём коллективного креатива. Обучаемые раскрывают свой потенциал и практикуют сопричастность.

Упражнения-игры. Сравнительно быстро дают желаемые практические умения.
Как понять, что тренинг прошёл успешно?
Отследить, стали ли участники применять изученное в работе, трудно. Но есть неформальные способы, которые позволяют это понять.
Если видишь, что в перерыве или на обеде люди стали подходить, задавать вопросы, стучаться в друзья, стали рекомендовать тебя для других коллег и подразделений – то можно сделать вывод, что всё идёт успешно.
Павел Греков
тренер-консультант
Экспертиза в обучении, развитии и ментростве
Познакомьтесь с экспертами Тренинг-Бутика по обучению и развитию сотрудников
Будем на связи
Подпишитесь на периодический дайджест наших статей