Статьи

О тренинге «Эмоции в жизни профессионала»

Эмоции – не совсем традиционная тема для бизнес-тренига. Для кого этот тренинг будет полезен и интересен?

Эмоции – наша постоянная реакция на происходящее. Не новость, что эмоции определяют выбор нашего поведения и даже качество выполняемых работ. Находясь в одном эмоциональном состоянии, мы сам и наши сотрудники решаем профессиональные задачи хорошо, а в другом можем провалить.

Тренинг предназначен для руководителей, которые понимают роль и значение эмоций, понимают, что внутреннее состояние человека может достаточно сильно влиять на внешний результат его действий.

Тренинг предназначен для тех, кому интересен внутренний мир – как собственный, так и другого человека, для тех, кто внимателен к эмоциональному ресурсу, и хочет научиться управлять этим ресурсом.

Участник этого тренинга должен быть готов исследовать себя, заниматься самоанализом, делиться переживаниями, затрагивать психологическую сферу.

Тренинг ориентирован на руководителя, который воспринимает человека не только по результатам его работы, но и стремится понять основания, послужившие этому результативному поведению.



Что же такой руководитель получает в результате тренинга?

Участники этого тренинга, как и любого другого, получают знания и умения. В данном случае - знания про эмоции как феномен, которым можно в той или иной степени управлять.

Появляется умение дифференцировать свои эмоции, то есть точно определять, какую эмоцию я в данный момент переживаю. Затем я могу принять решение, полезна ли эта эмоция. Далее, если я понимаю, что эта эмоция не оптимальна, я могу работать с собственным вниманием, чтобы «отменить или ослабить власть» данной эмоции.

Первый день посвящён самоисследованиям и обучению тому, как замечать, обозначать собственные эмоции и работать с ними. Мы учимся, как можно фиксировать негативную эмоцию, держать под контролем собственного внимания и менять.

Методика состоит в работе с вниманием, вернее с двумя его свойствами – быть сфокусированным и расфокусированным. При этом технологии позволяют сделать достаточно простые действия на уровне внимания, чтобы эмоция перестала возрастать и приняла бы форму, удобную для выполнения задачи. Итогом первого дня является точное понимание как устроены эмоции, как они связаны с вниманием и как, благодаря технологии концентрации - деконцентрации мы получаем доступ к оптимальным для нас эмоциональным состояниям.

Во второй день мы работаем с эмоциями других людей. Менеджеру необходимо реагировать на эмоции других людей. Нужно уметь дифференцировать, то есть замечать их, и говорить о них, то есть создавать формат помощи, построенный на диалоге. Причем разговор о чувствах должен отличаться от личной беседы с друзьями, но иметь некоторые ее признаки.

Когда участники понимают, как устроено их внимание, то наступает пора познакомиться с метапрограммами (программы над поведенческими программами), которые являются привычками восприятия. Так сложилось, что нам удобно использовать не всю широту восприятия, а только ее часть. И для этого есть много оснований. Но на тренинге по управлению эмоциями, мы не работаем с основаниями, мы работаем со сложившимися стереотипами в восприятии, а соответственно и с привычками реагировать предпочтительным образом в разных ситуациях. Результат стереотипных реакций легко проиллюстрировать: про одних людей говорят – они обидчивые, про других - раздражительные. Замечая свои привычки в восприятии, и включая инструменты, построенные на метапрограммах, участники начинают довольно быстро управлять своими эмоциональными реакциями.



В чем особенность тренинга на такую особую тему, как управление эмоциями?

Одна из особенностей работы с этой темой состоит в том, что она не делается на отвлеченном материале. Тема может иллюстрироваться примерами того, как переживают эмоции другие люди, но чтобы научиться работать с эмоциями, надо исследовать свои собственные. Поэтому наша работа построена на самонаблюдении и самоанализе.

Другая особенность тренинга - навыки, которые получают его участники, касаются не внешнего поведения, как обычно, а поведения внутреннего. Однако системная работа начинается с неудовлетворенности результатами своего внешнего поведения и заканчивается проектированием новых вариантов внешнего поведения.



Есть ли у этого тренинга особый месседж? Какой вывод может сделать его участник?

Один участник тренинга сказал: «Когда я шел на этот тренинг, я даже не думал, что эта тема настолько глубоко касается меня».

То, в чём мы упражняемся – необычно. Эта работа больше напоминает персональный коучинг, который осуществляется в формате группы. Как и в коучинге мы доходим до конкретных действий в ситуациях, а группа нужна, чтобы пробовать новые выборы в поведении. Основное сообщение тренинга может быть таким: пора осваивать себя разного – внешнего и внутреннего! Для руководителей же автоматически возникает задача - транслировать умение управлять эмоциями для своих подчиненных. Часто руководители мечтают о радостных подчиненных, а подчиненные о спокойном руководителе. Это возможно!
Управление знаниями Чемоданчик тренера