Статьи

Беседы о рынке тренинга и консалтинга

Марк Кукушкин (Старший партнер Тренинг-Бутика, директор компании "БЕСТ-Тренинг"):

Первое: мне кажется, что есть систематическая работа у российских компаний, связанная с формированием корпоративной системы обучения и развития. Конечно, очень мощно начинают на этом рынке звучать все компании с государственным участием, все естественные монополии, компании, являющиеся странообразующими. Мощные программы обучения стартовали в Сбербанке, в РЖД, в Росатоме. Видно, что эти компании, с большим количеством работающих и денежным ресурсом, начинают определять в значительной степени тренинговый рынок. Целый ряд HR-ов, ушедших туда, и тренинговых компаний, начинающих строить программы с этими компаниями, и понимание что надо строить какие-то системные вещи, связанные с системной работой и не только тренинговыми решениями. Появляются сложные и интересные форматы, притом рассчитанные на долгую работу.

Второе: конечно, рынок бизнес-образования не миновал «призрак Сколкова». Даже не призрак, а образ, который на рынке корпоративных программ вышел года 2-3 назад, как более-менее активный, и конечно то, что Сколково задает определённую ценовую нишу, которую никакая тренинговая компания не может собой покрыть. Кстати, я тут имею в виду не full-time МВА или Executive MBA, а именно корпоративные программы, которые они ведут.

Они с одной стороны демонстрируют высокую планку работы, т.к. они могут привезти в Россию преподавателей, которых больше ни одна тренинговая компания привести не может, и кроме того – за что им спасибо – они начинают активно продвигать проектный формат работы. Это было и раньше, я например проект «обучения действием» реализовывал в 2001-2002 году. Но они насколько мощно это начинают двигать в корпоративном образовании, это начинает влиять на весь остальной рынок. Понятно, что Сколково пока что не забирает хлеб у других тренинговых компаний, кроме наверное верхнего ценового сегмента, тех кто работает с топами. Но они начинают громко заявлять: если вы в образовании занимаетесь только обучением, как передачей знаний, и не занимаетесь созданием нового, разработкой нового, реальных бизнес-задач и работой на будущее – то Вы мимо кассы.

Мне кажется, тренинговый рынок включается в фазу, связанную с некой консолидацией. Видны усилия ряда игроков начинать потихоньку собирать тренинговый рынок, укрупняться, поглощать более мелких игроков. Конечно, пока тенденция слабая, никому не принадлежит хотя бы 10% этого рынка, но это прослеживается.

На рынке появляются самые разные формы, много симуляций, много попыток предлагать нетренинговые решения, ну это не вчерашняя тенденция, но она усиливается.
Управление знаниями Чемоданчик тренера Арсенал менеджера