Статьи

Беседы о рынке тренинга и консалтинга

Марк Кукушкин (Старший партнер Тренинг-Бутика, директор компании "БЕСТ-Тренинг"):

Первое: мне кажется, что есть систематическая работа у российских компаний, связанная с формированием корпоративной системы обучения и развития. Конечно, очень мощно начинают на этом рынке звучать все компании с государственным участием, все естественные монополии, компании, являющиеся странообразующими. Мощные программы обучения стартовали в Сбербанке, в РЖД, в Росатоме. Видно, что эти компании, с большим количеством работающих и денежным ресурсом, начинают определять в значительной степени тренинговый рынок. Целый ряд HR-ов, ушедших туда, и тренинговых компаний, начинающих строить программы с этими компаниями, и понимание что надо строить какие-то системные вещи, связанные с системной работой и не только тренинговыми решениями. Появляются сложные и интересные форматы, притом рассчитанные на долгую работу.

Второе: конечно, рынок бизнес-образования не миновал «призрак Сколкова». Даже не призрак, а образ, который на рынке корпоративных программ вышел года 2-3 назад, как более-менее активный, и конечно то, что Сколково задает определённую ценовую нишу, которую никакая тренинговая компания не может собой покрыть. Кстати, я тут имею в виду не full-time МВА или Executive MBA, а именно корпоративные программы, которые они ведут.

Они с одной стороны демонстрируют высокую планку работы, т.к. они могут привезти в Россию преподавателей, которых больше ни одна тренинговая компания привести не может, и кроме того – за что им спасибо – они начинают активно продвигать проектный формат работы. Это было и раньше, я например проект «обучения действием» реализовывал в 2001-2002 году. Но они насколько мощно это начинают двигать в корпоративном образовании, это начинает влиять на весь остальной рынок. Понятно, что Сколково пока что не забирает хлеб у других тренинговых компаний, кроме наверное верхнего ценового сегмента, тех кто работает с топами. Но они начинают громко заявлять: если вы в образовании занимаетесь только обучением, как передачей знаний, и не занимаетесь созданием нового, разработкой нового, реальных бизнес-задач и работой на будущее – то Вы мимо кассы.

Мне кажется, тренинговый рынок включается в фазу, связанную с некой консолидацией. Видны усилия ряда игроков начинать потихоньку собирать тренинговый рынок, укрупняться, поглощать более мелких игроков. Конечно, пока тенденция слабая, никому не принадлежит хотя бы 10% этого рынка, но это прослеживается.

На рынке появляются самые разные формы, много симуляций, много попыток предлагать нетренинговые решения, ну это не вчерашняя тенденция, но она усиливается.
2010-10-01 17:28 Управление знаниями Чемоданчик тренера Арсенал менеджера